После трагедии в «Хромой лошади» представители власти вновь активно заговорили о необходимости введения обязательного страхования заведений, в которых собирается большое количество людей. По мнению министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, ни одна компания не застраховала бы риски, с которыми сопровождалась деятельность клуба «Хромая лошадь». Или, по крайней мере, застраховала бы за очень большие деньги. Таким образом, обязательное страхование будет стимулировать владельцев ресторанов и клубов заботиться об уровне безопасности своих заведений. Однако участники рынка считают иначе: обязательное страхование повлияет лишь на стоимость услуг таких заведений, а соблюдение требований техники безопасности по-прежнему будет зависеть от сознательности владельцев и строгости контролирующих органов.
«Все, что касается коммерческого использования помещений, в которых бывает большое количество людей: магазины, кафе, дискотеки, кинотеатры, – должно быть обязательно застраховано, и тогда будет все внятно и понятно», – сказал Сергей Шойгу в интервью «Российской газете». Он подчеркнул, что ни один объект не будет застрахован, если его собственники не обеспечат требуемый по закону уровень безопасности. Если же страхование станет обязательной нормой, то незастрахованные объекты работать не смогут.
Глава МЧС также напомнил, что законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта был внесен на рассмотрение в Госдуму. Но представители бизнеса начали активно выступать против введения подобных мер. В результате законопроект видоизменился до такой степени, что стал, по сути, бесполезной бумажкой.
Об обязательном страховании ответственности мест массового скопления людей говорил вчера на заседании президиума правительства России и премьер-министр Владимир Путин. По его словам, бизнесменов нужно более жестко наказывать за нарушение норм безопасности и халатность. Обязательное страхование ответственности, по мнению премьера, является одной из мер, которая заставила бы бизнес «не скупиться на безопасность».
Тем временем, проверки, проводимые сотрудниками Госпожнадзора, прокуратуры и органов внутренних дел, показывают, что большинство бизнесменов до сих пор значительно экономили на безопасности. В ходе рейдов, проведенных в Перми, обнаружены нарушения требований пожарной безопасности в кафе «Клуб 7», в «Хуторке» на Сибирской. Приостановлена деятельность ресторана «Генацвале» на Островского. Администрация клуба «Пироги» решила приступить к выполнению ранее выданных предписаний до прихода пожарных. Не обошлось без нарушений и в самом элитном заведении города – клубе «Ветер».
Пожар в «Хромой лошади» стал отправной точкой для проверок по всем регионам страны. К примеру, в Москве уже около десяти клубов находятся под угрозой закрытия, в том числе и прославленные «Б-2», «Икра», «Точка». В общем, русский менталитет, на который все так любят ссылаться, проявляет себя во всех регионах страны. По мнению экспертов, обязательное страхование вряд ли исправит ситуацию.
Как пояснил в беседе с корреспондентом Kapital59.ru юрист по экономическим вопросам Андрей Сачихин, при введении обязательного страхования развлекательных заведений могут возникнуть проблемы с определением выгодополучателя. «Если говорить о страховании самих объектов, то выгодополучателем становится непосредственно собственник имущества. И взаимосвязи с безопасностью заведений здесь не возникает, – отмечает г-н Сачихин. – Если рассматривать страхование посетителей клубов и ресторанов, то, возможно, придется вводить какие-то персонифицированные билеты, чтобы определить конкретных выгодополучителей в случае наступления страхового случая. Можно провести аналогию со страхованием потребителей транспортных услуг. В стоимость билета на поезд или автобус включено страхование пассажира. Вряд ли кто-то будет вводить подобные схемы в увеселительных заведениях. Если же такие объекты все-таки начнут страховать свои риски, то, в первую очередь, это отразится на стоимости их услуг для потребителей, а не на безопасности. Пока сложно сказать, какая мера будет действительно эффективной».
Заместитель генерального директора ООО «Сеть ресторанов Прикамье» Максим Третьяков также не уверен, что обязательное страхование повысит уровень безопасности заведений. «У нас все крупные объекты застрахованы. Мелкие объекты, в которых до 30 посадочных мест, не застрахованы. При наступлении чрезвычайной ситуации страховая компания возместит убытки собственнику заведения. Не думаю, что это поможет людям, которые посещают такие заведения», – отметил г-н Третьяков.
«Можно застраховать имущество от взрыва, пожаров и так далее. Можно застраховать и гражданскую ответственность предприятия перед третьими лицами. Но, скорее всего, это не сильно повлияет на состояние безопасности таких заведений, – считает финансовый директор агентства «Большая медведица» Рушан Рангулов. – Я думаю, что нужно просто исполнять те законы, которые уже есть. Понятно, что как страховщику мне выгодно введение обязательного страхования. Но ведь целью финансовой компании является получение прибыли, а не контроль за соблюдением правил безопасности. Большинство компаний не будут досконально подходить к проверке заведений. Клиент приходит с заявлением и говорит, что у него есть огнетушители, на основе этих данных и рассчитывается страховой взнос. Вряд ли кто-то пойдет проверять, действительно ли есть этот огнетушитель. Это функции Госпожнадзора. Страховая компания устроит проверку только в том случае, если ЧС уже произошла».
|